5 самых ненавидимых памятников и скульптур мира

5 самых ненавидимых памятников и скульптур мира

Огромная алюминиевая копия куска глины, установленная на Болотной набережной в Москве, — далеко не первый монумент, оказавшийся в центре скандала. Истории самых неоднозначных арт-объектов, которые, может, и привлекают туристов, но зато вовсю оскорбляют вкус и чувства местных жителей?

1. Москва: памятник Петру I
Памятник Петру I на Москве-реке — один из самых скандальных российских монументов: cпоры вокруг исполинского детища Зураба Церетели не утихают больше 20 лет, а в 2008 г. его включили в рейтинг самых безобразных сооружений планеты.

98-метровую громаду не любят за избыточный размер, искаженные пропорции и фактические нестыковки: на вражеских судах почему-то реет Андреевский флаг (а постамент памятника изображает именно что ростральную колонну, из которой положено торчать вражеским судам, потопленным или захваченным в сражении), сам же Петр при этом одет в старинный испанский костюм. Москвичи попроще в исторические нюансы не вникают и просто жалуются, что этот «шашлык» портит вид из любого уголка парка Горького, отравляя им культурный отдых.

После открытия памятника горожане устраивали акции протеста и расклеивали листовки со словами «Вас здесь не стояло». Они считают, что Петру в Москве вообще не место, ведь великий реформатор не жаловал древний город и перенес столицу к Финскому заливу. Статую не раз предлагали убрать из первопрестольной, и 10 городов дае были готовы ее принять, но Петербург в этом списке отсутствовал: на Васильевском острове уже стоит скульптура Петра I — и тоже работы Церетели. Так что петербуржцы забрать московского Петра отнюдь не рвутся.

2. Будапешт: сапоги Сталина
Памятник Сталину в венгерской столице невзлюбили сразу: его установили к 70-летию советского вождя, а во время строительства, чтобы два раза не вставать, заодно разрушили храм по соседству. Всего через 5 лет в ходе антикоммунистических протестов скульптуру срезали на уровне сапог. Когда волнения стихли, бронзового Сталина на место не вернули: монумент распилили на части, которые оказались в разных городах. А постамент с сапогами так и остался стоять на площади, и перед ним вплоть до начала 90-х устраивали праздничные шествия и демонстрации. Позже и его демонтировали, а копия сегодня стоит у парка «Мементо», где доживают свой век памятники социализма, свезенные со всей Венгрии.

3. Прага: конь Святого Вацлава
Скандально известный чешский скульптор Давид Черны подарил Праге не одну провокационную работу, а начал он с того, что в 1991 г. перекрасил советский танк, стоявший на одной из городских площадей, в розовый цвет. Не ожидая подвоха, через несколько лет к нему обратилось руководство Главпочтамта, чтобы заказать инсталляцию по мотивам памятника Святому Вацлаву.

Со свойственной ему несколько абсурдистской иронией Черны скопировал национального героя и поместил его на брюхо перевернутого мертвого коня, подвешенного за ноги.
Заказчики ужаснулись, отказались, и пародию разместили напротив оригинала, на другом конце Вацлавской площади. Тут уже возмутились горожане, и «Коня» перенесли в торговый центр «Люцерна», где он благополучно висит и по сей день. Язык, свисающий из лошадиной пасти, кстати, периодически отрывают. Надо отдать должное автору, который не подводит под свое творение никакой философской базы (хотя мог бы): он честно признается, что хотел просто посмеяться над трепетным отношением пражан к знаменитому монументу.

4. Варшава: памятник Гитлеру
Еще один провокатор от мира искусства — итальянский скульптор Маурицио Каттелан. Его самая спорная работа называется «Он»: это небольшая статуя Гитлера, стоящего на коленях. Скульптуру ростом с ребенка Каттелан сделал из резины и воска в 2001 г. для выставки в Мюнхене, а в ноябре 2012 г. ее установили в Варшаве на территории бывшего еврейского гетто. В ответ на волну возмущения и критики организаторы из Центра современного искусства пояснили, что автор не хотел оскорбить память погибших евреев — он лишь пытается сказать, что скрытое зло существует повсюду. В 2016 г. резинового фюрера продали на аукционе Christie’s за 17 млн. USD, а художник признался, что был момент, когда он едва не уничтожил свое произведение.

5. Париж: надувная елка
Парижане не оценили творческий порыв художника Пола Маккарти, установившего на Вандомской площади рождественскую елку из латекса высотой 24 м, — слишком уж она напоминала игрушку из сами-знаете-какого шопа. «Париж изуродовали и унизили!», — плакали горожане в соцсетях осенью 2014 г. Сразу после установки скульптуры на художника напал неизвестный, а еще через пару дней самые недовольные перерезали кабели, удерживающие надувное дерево: елка упала, ее пришлось сдуть и убрать, не дожидаясь праздников.

(Visited 774 times, 1 visits today)