7 колоссальных проектов, которые, к сожалению, так и не воплотились в Петербурге

7 колоссальных проектов, которые, к сожалению, так и не воплотились в Петербурге

Нынешняя Северная столица поражает своим величием и выглядит как законченная и продуманная композиция. Но мало кто знает, что на стыке XIX и XX столетий в городе планировались глобальные проекты, которые так и не реализовались. Увы — или слава Богу?

На месте канала Грибоедова должен был быть «Путь славы»
В конце позапрошлого века это место выглядело как сточная канава, в канал скидывали все нечистоты с обоих берегов. На месте канала планировалось возвести «Путь славы» — красивый бульвар с высаженными деревьями, скамеечками и фонтанами. На бульваре предполагалось установить бюсты правителей российского государства, начиная от Рюрика.

Городская Дума не поддержала данный проект и стала рассматривать способы избавления от этого канала. Все предложенные приглашенными инженерами варианты были отклонены, и было принято единственное в сложившейся ситуации решение: облагородить то, что имеется. Уже через несколько десятков лет на набережных канала были возведены красивые здания, а к середине XX века вдоль канала проложили специальный изолированный коллектор, в который и стали сливаться все нечистоты, минуя сам канал.

В Александро-Невской лавре хотели разместить крематорий
Антирелигиозные направления в начале прошлого столетия играли большую роль. Церковь не одобряла сжигание тел умерших, поэтому большевики открыто призывали завещать себя кремировать. Первые попытки построить крематорий в Петрограде возникли еще в 1918 году: был объявлен конкурс, выбран архитектор и даже было определено место для размещения крематория — в Александро-Невской лавре, неподалеку от резиденции самого митрополита.

Однако денег на осуществление циничного плана у властей не хватило, поэтому на Васильевском острове был построен временный крематорий, который в городе так и не прижился, поскольку мало кто из местных жителей соглашался на сожжение тел своих умерших близких.

Дублеры улиц и проспектов
В течение долгого времени вынашивались планы создания улиц, которые дублировали бы самые переполненные и загруженные улицы и проспекты города. Самый глобальный из этих проектов был представлен в 1910 году: предполагалось проложить проезд Романовский, который дублировал бы Невский, уже тогда стоящий в пробках. Однако на месте планируемой улицы находилось слишком много жилых домов, которые пришлось бы сносить. Переговоры с хозяевами домовладений ни к чему не привели, поскольку достигнуть договоренности не получилось. Следовательно, проект, который мог мы принести немало пользы, так и остался нереализованным.

Надземное метро
Идея постройки наземного метрополитена появилась в Петербурге еще в XIX столетии. Сначала хотели проложить метро на месте Екатерининского канала, тем самым соединив между собой три вокзала, но Городская Дума не разрешила изменять внешний вид центра города.

Позднее инженеры предложили проект постройки наземного метро на эстакадах и насыпях. С помощью метрополитена можно было напрямую добираться в центр столицы с нескольких островов. Планировалось пустить скоростные поезда, развивающие скорость до 75 километров в час. Однако и этот проект был отвергнут Думой по причине того, что шумный скоростной трамвай будет доставлять серьезные неудобства жителям центра города, а квартиры в районах, расположенных вблизи метрополитена, резко упадут в цене.

Через 10 лет возникла еще одна попытка продвинуть проект строительства наземного метрополитена (опять же в центре Петербурга). На этот раз архитекторы предлагали засыпать для строительства Крюков канал. Дума не поддержала и это предложение, так как посчитала его слишком затратным.

На Ватном острове планировалось установить термы и стадион
Сейчас Ватного острова уже нет, так как его протоки были засыпаны, а сам остров включен в черту города. Раньше же на нем находилась промышленная территория с многочисленными складами и заводом.

Перед Первой мировой власти решили использовать производственные землю под застройку для народа. В начале прошлого века на этой территории предлагалось построить огромный стадион на 30 тысяч мест. Но большинство питерских архитекторов проект отвергли, так как, по их мнению, стадион испортил бы весь архитектурный ансамбль набережных Северной столицы.

Тогда через несколько лет большевики предложили другой вариант обустройства острова — построение на нем термического комплекса, в который должны были входить спортивные сооружения, бани и бассейн. Однако до реальной стройки дело так и не дошло.

Здание Государственной Думы планировалось возвести на Марсовом поле
В 1905 году была создана Государственная Дума — и сразу возник вопрос о том, где она будет находиться. Был объявлен конкурс, победителем которого стал исследователь В. Суслов. Суслов посчитал, что Дума должна быть в неорусском стиле времен допетровского зодчества. Общественность не была в восторге от такого предложения, полагая, что такой стиль попросту не впишется в архитектуру Марсова поля.
Позднее Думу решено было разместить в здании Таврического дворца, соответственно, от строительства на Марсовом поле пришлось отказаться.

Башня Татлина

Создатель этого революционного проекта — авангардист В. Татлин. Согласно проекту, башня должна была состоять из 3-х стеклянных отдельных зданий, «висящих» внутри спирального металлического каркаса. Расположенные друг над другом, стеклянные помещения должны были вращаться с разной скоростью. Предполагаемая высота башни была порядка 400 м.

После презентации макета Башни Татлина в Париже на Всемирной выставке он получил «золото».
Смогли бы построить такое сооружение в действительности или нет — большой вопрос, поскольку никаких чертежей создатель макета не предоставил. Да и сам макет на сегодняшний день не сохранился.

(Visited 287 times, 1 visits today)