Гигантские чудеса советской стройки, оказавшиеся ненужными в современной России

Гигантские чудеса советской стройки, оказавшиеся ненужными в современной России

В СССР умели удивлять и создавать силой человеческой мысли (и мускулов) явления и объекты, неподвластные прочим не только в физическом воплощении, но даже в мыслях. Только тут могли принять решение разворачивать реки, строить новые города-миллионники, осваивать северные земли не только промышленно, но и социально-экономически, а между делом соединять все эти объекты железнодорожной колеёй.
Часть проектов не удалось довести до конца, но те, что всё же были воплощены в металле и камне, обычно поражают воображение даже самых изощрённых умов. Жаль только, что не все пригодились и в массе своей служат лишь памятниками эпохе тщетных ожиданий и несбывшихся надежд.

Трансполярная магистраль
Транссиб должен был быть не единственной железной дорогой между восточной и западной частью СССР. Ещё при Сталине было задумано построить в условиях вечной мерзлоты в царстве полярной ночи двухполосную магистраль между Атлантикой и Тихим океаном – вдоль побережья Северного Ледовитого.

Она должна была обеспечить перевалку грузов через новый порт на мысе Каменный – его, к слову, так и не построили. А вот дорогу, без каких бы то ни было изысканий по части геологии и в целом трассировки маршрута, строить начали. Провели 196 километров от Чума к Лабытнанги, но потом Сталин малость поумнел и открылась правда: порт на Каменном в принципе невозможно сделать, там слишком мелководный залив. А дноуглубительные работы в зыбких и вязких песчаных грунтах – вечное удовольствие.

Поэтому порт перенесли в Игарку. Строительство продолжилось. К 1953, когда вождь народов и друг советских детей покинул бренный мир, построили 700 километров – по вечной мерзлоте, в голоде, холоде и практически голыми руками. Зимой рельсы ещё лежали, но летом их безбожно вело, потому что мерзлота таяла, ежегодно требовались дорогостоящие переделки, а десятки людей приговаривали к смерти за саботаж. Через этот рукотворный ад прошли 70 000 человек. Возможно, их Голгофа когда-нибудь будет воспета творцом наподобие Солженицына, но вряд ли: подобный дар нужно прожить и выстрадать.
К нашему времени от гигантской стройки остались два участка, которые не имеют между собой связи: «Чум-Лабытнаги» и «Надым-Пура».

Подольское море
В южной части московского региона, неподалёку от Подольска, хотели создать рукотворное «море» — водохранилище с чашей площадью 105 кв. километров. Оно должно было стать источником воды, необходимой предприятиям центрального региона, а до кучи – рекреационной зоной для москвичей и обитателей подмосковных городов.

Строительство началось с большой помпой в олимпийском году с расселения обитателей посёлков и деревень, попавших в зону затопления – всем им дали квартиры в Подольске и Сергиевом Посаде (почему-то).

На берегу Пахры вырос посёлок гидростроевцев. Планировалось выстроить целых три гидротехнических узла, но задора хватило лишь на один – а потом и деньги подошли к концу. В нулевых то и дело обещали вернуться к проекту и закончить в кратчайшие сроки, но пока есть лишь один гидроагрегат с единственным водосбросом. Первые путинские годы правительство Мособласти будоражило народ обещаниями всё-всё достроить, но потом и это дело было заброшено с концами.

Подземный ускоритель частиц
В Советском Союзе в 80-х собирались строить протонно-протонный коллайдер со сверхпроводными магнитами – ускоритель частиц ядра. Это колоссальное подземное колечко упрятано на двадцатиметровую глубину неподалёку от города Протвино, в прошлом – Серпухов-7.

Тайное знание о том, что под сосновым бором, деревенскими домиками и колхозными полями находится научно-исследовательский центр, принадлежит весьма немногим: снаружи о существовании сооружения напоминает только несколько шахт и ангары для строительной техники.

В общем, этот объект даже не полностью брошен: на консервацию тратятся деньги, он окружён несколькими кольцами охраны и военными, а в одной из «веток» тоннеля длиной 2148 метров время от времени проводятся эксперименты с протонами и нейтронами. Возможно, что и основной объект достроен, а сам факт тщательно скрывается. Но вероятнее все же нет.

Кольская сверхглубокая скважина
Это наиболее глубокое искусственное отверстие в земной коре, занесённое в книгу рекордов и непревзойдённое до сих пор в вертикальном измерении – диагональных шахт, чья длина весьма велика, но по вертикали погружение незначительно, в мире полным-полно.

Проект запустили ещё в 70-х: целью было изучить плиты литосферы на максимально возможной глубине. Сначала планировали 10 километров, но потом прогноз сместили до 15. Место выбрали не случайно: именно в Кольском щите древние породы находятся ближе всего к земной поверхности.

И с переменным успехом до 1992 года удалось «просверлить» скважину глубиной 12 262 метров. Конечно, были сложности (например, ломались буры), но в некоторых источниках вообще можно встретить слух, что из скважины слышались голоса. А кто-то даже говорит, что был взрыв. Другие уверены, что взрыва не было, это просто демон вылетел и вырвался на свободу.

В 1992 в очередной раз буровые работы обернулись потерей колонны бура, причём довольно большого отрезка – свыше 2 километров. Это означало, что для возобновления работ нужно опустить на глубину 10 километров новую коронку и продолжить сверлить в сторону. Разумеется, денег на это уже не нашлось, и со временем всё пришло в запустение, вся научная программа была свёрнута. От скважины осталась только дыра в земле, закрытая металлической крышкой, а почти все постройки вокруг разрушены.

Возможно, что после нас тоже останутся объекты, которые потом станут предметом интереса диггеров, археологов и учёных. А вот будут ли это торговые центры или научные лаборатории – зависит от нас.

(Visited 961 times, 1 visits today)