Пошлины вместо виз, стог вместо хостела: как путешествовали в Средневековье

Пошлины вместо виз, стог вместо хостела: как путешествовали в Средневековье

Путешествия в их нынешнем виде появились совсем недавно — ближе к концу 19 века, когда у достаточно широкой публики появилась возможность (прежде всего — средства и свободное время) свободно передвигаться с места на место. В Средневековье все было иначе: круг жизни обычного человека ограничивался радиусом в 30–50 км, большинство не выезжало дальше ярмарки, даже поездка в соседний город считалась рискованным предприятием. Люди пускались в опасные странствия вовсе не для отдыха и развлечения, а часто и не по своей воле.
Все еще расстраиваетесь из-за закрытых границ, ПЦР-тестов и QR-кодов? Вот вам несколько подробностей из жизни средневековых путешественников.

Куда и зачем
Несмотря на то, что в Средние века путешествия были не нормой, а редкой привилегией, мир все же не сидел на месте, особенно после 10 столетия. Чаще всего отправлялись в паломничество, которое предпринимали в попытках искупить грехи и очистить душу. Расстояние имело решающее значение: чем дальше удалось дойти пилигриму, тем больше шансов на спасение. Самые популярные направления — Рим, Сантьяго-де-Компостела, Константинополь и, конечно же, Иерусалим, Мекка паломников и крестоносцев.

Чаще всего отправлялись в паломничество в попытках искупить грехи и очистить душу. Расстояние имело решающее значение: чем дальше удалось дойти пилигриму, тем больше шансов на спасение.
Миссионеры проложили дорогу к Шетландским и Фарерским островам, викинги высаживались на берегах Исландии и Гренландии, купцы перемещались между торговыми городами — Венецией и Генуей, Гамбургом и Любеком, Псковом и Новгородом. И только солдатам выбирать маршрут не приходилось.

В 12–13 веках благодаря знаменитому путешествию Марко Поло границы мира для европейцев расширились до Китая и Индии. 100 лет спустя испанцы и португальцы вышли в Атлантику, а в 15 столетии началась эпоха Великих географических открытий.

Лужи и грязь дорог
Все эти странствия требовали немалой смелости, выносливости и денег: средневековые путешествия не были ни комфортными, ни доступными. Налаженное было транспортное сообщение ушло в прошлое вместе с падением Римской империи — заброшенные дороги без ремонта превратились в грязные, каменистые и разбитые колеи, так что отправляться в путь можно было только в сухую погоду. Мосты ветшали и разваливались один за другим. С гигиеной и чистотой тоже были проблемы.

За сомнительное удовольствие приходилось еще и платить: хотя люди жили без паспортов, государственных границ и виз, пошлины уже изобрели — их требовали, например, за проезд по мосту или въезд в торговый город.
Хотя люди жили без паспортов, государственных границ и виз, пошлины уже изобрели — их требовали, например, за проезд по мосту.

Долгий и трудный путь
Пешком, верхом, с обозом или по морю — вот, собственно, и весь выбор, который был у путешественника в те суровые времена. Большинство предпочитало первый вариант, самый дешевый и самый медленный. За день странник преодолевал максимум 25 км, а если пошел дождь и дорогу развезло — вдвое меньше. Всадник проезжал до 40 км в день, а самые состоятельные, меняя лошадей, преодолевали немыслимые 60 км. Из Парижа в Лондон добирались около 10 дней, из Лондона в Рим — больше месяца. Зато времени на созерцание окрестных красот было предостаточно.

Путешественники побогаче останавливались в гостиницах, тавернах или у местных жителей. Те, у кого не было лишних денег, ночевали в странноприимных домах, а то и прямо под открытым небом.
Если человек отправился в морской вояж и в течение 5 лет не вернулся, он официально считался умершим и его жена могла повторно выйти замуж.

В море путников подстерегали бури, пираты, кракены и кораблекрушения. В средневековом праве даже было такое положение — если человек отправился в морской вояж и в течение 5 лет не вернулся, он официально считался умершим и его жена могла повторно выйти замуж. Впрочем, и перед сухопутным странствием люди писали завещания и отдавали долги.
Знаменитый Афанасий Никитин, правда, поступил — по некоторым данным — ровно наоборот, набрав перед своим «Хожением за три моря» кучу кредитов.

Язык до Киева доведет
Ориентироваться в пути было непросто: если паломников сопровождали проводники, то остальным приходилось спрашивать дорогу у местных. Средневековые карты вряд ли могли помочь — их создавали в монастырях, произвольно располагая на бумаге лишь важнейшие города, моря и реки. В центр, разумеется, помещали Иерусалим, сверху на востоке — Эдем. Лишь в 12–13 веках появились карты морских побережий, на которых старались соблюдать реальный масштаб.

В помощь путешественникам составляли итинерарии — словесные описания маршрутов с указанием мест стоянок, мостов, рек и времени, которое занимал путь от города до города. В таких путеводителях подсказывали, какую дорогу лучше выбрать и какие места обойти стороной, но это касалось только крупных паломнических центров. Так что знаменитый «Мишлен» ничего нового не изобрел.

(Visited 217 times, 1 visits today)